Студентка программы международного развития в Хамбере, Ша Бано, провела мастер-класс, который был посвящен различным техникам чтения и успешному усвоению текста.
Как отметила Ша, существует два основных стиля чтения: активное и пассивное.
Читать пассивно — чаще всего означает бродить глазами по тексту, имея маркер в руке, но не имея вопроса в голове.
Такой способ весьма приемлем при чтении на досуге, что кардинально отличается от академического чтения.
«Некоторые студенты говорят, Я прочитал за лето пять новелл!«,- приводит пример Ша. «Но это — развлекательное чтение, которое не требует такой работы, как академическое».
Если развлекательную литературу можно читать пассивно — учебники требуют вашего фокуса и внимания. Здесь сканирования информации лучше избегать, так как это ничего не оставляет в памяти.
Успешное чтение учебной литературы может быть только активным. То есть: исследовать предмет чтения, знать цель, находить неизвестные понятия, делать записи, читать, чтобы ПОНЯТЬ, конспектировать.
Оказывается, что и у активного чтения есть разные техники, которые каждый студент может выбрать для себя в зависимости от его стиля усвоения информации.
Ша рассказала о двух стилях активного чтения, и они оба звучат и пишутся, как формулы:
1. SQ2R
Что означает: Survey. Question. Read. Record.
Шаг 1: Survey = Исследуйте материал перед тем, как начать читать. Обратите внимание на заголовки, таблицы, чарты и то, что выделено жирным шрифтом, а также заключение. Исходя из этого, сформулируйте вопрос: «О чем я узнаю из этого текста?» Так вы получите общее представление материале, который вы собрались читать.
Шаг 2: Question = Задайте автору текста несколько ключевых вопросов, к каждой выделенной секции.
Шаг 3: Read = Прочитайте текст один раз. Затем, прочитайте его снова, но уже делая записи, которые, в идеале, отвечают на сформулированные вами вопросы.
Шаг 4: Record = Попробуйте сделать конспект прочитанного текста. Это пересказ, который отвечает на ключевые вопросы и полностью вам понятен.
Ша посоветовала распределить чтение на разное время и написать на бумаге, сколько вы планируете прочитать:
«Мне помогает учебный план, потому что он заставляет тебя постоянно что-то делать».
2. P2R
Preview. Read. Review
Шаг 1: Preview = Начните с прочтения вступления или первых двух параграфов. Далее, как и в методе SQ2R, пройдитесь по выделенным секциям и заголовкам. Разработайте план прогрессировали идей по ходу текста.
Шаг 2: Read = Читайте активно. Напишите вопросы, на которые вы хотите найти ответ в тексте и используйте максимум из пяти чувств, когда читаете. Записывайте и подчеркивайте то, что действительно важно и вами понято.
Шаг 3: Review = Устройте себе тест, отвечая на вопросы к прочитанному материалу или выполните упражнения, если они есть в конце текста.
Еще Ша сказала, что чтение необходимо балансировать с отдыхом:
«Не сидите за чтением по пять часов. Вы, вероятно, все забудете. Читайте около часа и сделайте перерыв».
Бонус! Загадка на тренировку эффективного чтения (Riddle Me This!):
A man had to walk for an hour under heavy rain without an umbrella or anything over his head. Yet his hear did not get wet. How is this possible?